IP-телефония - связь XXI века!
Интернет фундаментально изменяет наши представления о телефонии и о способах коммуникации. Хотя телефонные сети и сети передачи данных сосуществовали в течение многих десятилетий, они развивались независимо друг от друга. IP-телефония объединяет их в единую коммуникационную сеть, которая дает мощное и экономичное средство связи. Десятки компаний по всему миру предлагают различные решения для IP-телефонии.
Признанным лидером в области коммерческой IP-телефонии в настоящее время является компания VocalTec. В марте 1966 г. VocalTec объявил о своей совместной работе с компанией Dialogic по созданию первого специализированного телефонного ПК-сервера для IP-телефонии, впоследствии названного VocalTec Telephony Gateway (VTG). Успешное создание VTG явилось ключевым моментом, обеспечивающим серьезный прорыв (технический и коммерческий) в области IP-телефонии. Связав традиционную телефонию с Интернет, телефонные сервера дали возможность использования преимуществ IP-телефонии при помощи самого простого и мобильного терминала - стандартного телефона. Отныне любой человек, имеющий телефон, мог поговорить с другим человеком, у которого есть телефон, даже если он не имеет ни малейшего представления о компьютере, и тем более об IP-сетях. VTG использует голосовые платы компании Dialogic для обеспечения взаимодействия с сетью общего пользования (PSTN, в России - ТфОП) или местными линиями офисной АТС. VTG показал себя простой в обращении и надежной системой и весьма успешно эксплуатируется многими провайдерами IP-телефонии во всем мире, в том числе в России и странах СНГ.
Общий принцип действия IP-телефонии таков: со своего телефона Вы звоните на телефоны ближайшего шлюза IP-сети - это, как правило, компьютер со специальной многоканальной голосовой картой или специализированное оборудование типа маршрутизатора Cisco AS5300. Далее система просит Вас набрать (в тоновом режиме) пароль и, при успешной аутентификации, набрать код страны, города и номер телефона вызываемого абонента. При этом шлюз принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он аналоговый), сжимает, разбивает на IP-пакеты и отправляет через Интернет или корпоративную IP-сеть на аналогичный шлюз по месту назначения. Удаленный шлюз осуществляет обратное преобразование IP-пакетов в стандартный телефонный сигнал и обеспечивает выход на телефонную сеть общего пользования. Контроль и управление процессом установления, поддержания и разрыва связи, а также аутентификацию осуществляет специальный сервер.
Все разнообразие шлюзов сводится обычно к выбору между решениями на базе ПК-серверов и автономными сетевыми устройствами. Решения на базе ПК-сервера имеют следующие преимущества: они более гибки и открыты, реализуются, как правило, на базе известных операционных систем типа Windows NT, что делает их более простыми в изучении и освоении. Автономные шлюзовые устройства имеют несколько разновидностей. Прежде всего, это специализированные устройства или маршрутизаторы со встроенным аппаратным и программным обеспечением (например, Cisco AS5300). Специализированное оборудование является, как правило, более дорогим и более надежным и используется в основном операторами связи. ПК-шлюзы больше подходят для корпоративных решений. В конце 1999 г., крупнейшие представители двух конкурирующих направлений - компании VocalTec и Cisco объявили о начале совместных работ по разработке нового оборудования и технологий для IP-телефонии, и это многообещающее начинание.
Благодаря сотрудничеству с компаниями DENTEL, ITXC, Global One, Plug Communications, SNC, Cityline и Альфа-Телеком, компания RGC создала и успешно эксплуатирует в Германии, США и России сеть RINOTEL, предназначенную для оказания услуг междугородной и международной связи по самым низким тарифам. Компания постоянно работает над улучшением качества предоставляемых услуг и расширением их перечня. Так, в 1999 г. компания перешла на новую, очень перспективную технологию - VocalTec Ensemble Architecture (VTEA), значительно улучшившую качество телефонной связи и обеспечившей внедрение дополнительных услуг, таких как предоставление доступа в IP-сеть по дебитным картам, роуминг и звонок с компьютера на телефон.
И в заключение несколько слов о качестве связи по IP-телефонии. ТфОП была создана таким образом, чтобы гарантировать высокое качество услуги даже при больших нагрузках в сети. Интернет, напротив, не был рассчитан на коммуникации в режиме реального времени и, соответственно, не может пока гарантировать высокое качество телефонной услуги. Тем не менее, современные технологии кодирования голоса и восстановления IP-пакетов, создание новых шлюзов и использование сетей передачи данных с регулируемой полосой пропускания обеспечивают вполне приемлемое качество телефонной связи даже в часы пик в Интернете. А по прогнозам ведущих специалистов, темпы развития IP-телефонии таковы, что к 2005г., более 80% мирового рынка телекоммуникаций будет принадлежать IP-телефонии. К этому времени, оптимизированные для голоса, но допускающие передачу данных сети связи с коммутацией каналов, превратятся в сети передачи данных, в которых передача голоса будет просто одной из разновидностей трафика.
Статья опубликована на сайте "Центра Новых Технологий" (г.Краснодар) по адресу: http://www.kuban.ru
Схема общего принципа действия IP-телефонии опубликована на сайте "Элвис-Телеком" по адресу: http://www.ipphone.ru